По статистике в России участники деловых споров обращаются к независимому медиатору только в 0.005% случаев — остальные сразу направляются в суд. В США во внесудебном порядке решается 80% аналогичных споров. Чтобы понять, как повысить востребованность процедур медиации в России к 2030 году — и возможно ли это, мы встретились с Михаилом Гальпериным, руководителем рабочей группы Национальной модели целевых условий ведения бизнеса по направлению «Разрешение споров», членом Правления ПАО «Интер РАО», заместителем Председателя МКАС при ТПП РФ.
Михаил поделился 5 важными инициативами, которые были рассмотрены в рамках рабочей группы Национальной модели целевых условий ведения бизнеса по направлению «Разрешение споров»:
1. Наделение статусом исполнительного документа окончательного решения арбитража.
2. Возможность исключить применение законодательства об уменьшении неустойки судом по требованию о поставке товаров, выполнения работ, оказании услуг. Это позволит компенсировать фактические издержки компании, а не только принятые судом.
3. Возможность взыскания с проигравшей стороны расходов как на привлеченных юристов, так и на штатных сотрудников юридического отдела.
4. Повышение фактического исполнения судебного решения в финансовых показателях до 23%. Сейчас этот показатель составляет 17%.
5. Установление открытости и повышения исполнения решений международных третейских и государственных судов в России.
По мнению Михаила, важным шагом в достижении этих инициатив, станет создание в нашей стране инфраструктуры профессиональной медиации: «Должно быть понятно, кто эти медиаторы и какая у них квалификация, повысить профессионализацию этого вида переговоров». Во-вторых, положительное влияние может оказать поддержка правительства: например, создание KPI для каждого региона — увеличить количество кейсов применения инструментов медиации до 100 в год. И, конечно, важна информационная поддержка профессионального сообщества. Максим Карпов, сооснователь ClubFirst и управляющий партнер медиационного центра Consensus Hub, поддержал тезис о популяризации медиации: «Важно включение ее в дискурс экономико-правовых мероприятий, таких как ПМЭФ, и обсуждение культуры медиации в формате треков, чтобы в общественном стандарте появлялась мысль — «Не обязательно сразу идти судиться — давайте поговорим!» И, конечно, государство может помочь силой своего авторитета и имеющимися инструментами обратить внимание делового сообщества на медиацию».
